Обзор прессы
"Спорт-Экспресс": После Олимпиады надо учиться клеить ракетки, считает Алексей Смирнов
Москва. 29 июля. Олимпийский турнир по настольному теннису стартует 13 августа. Соревнования пройдут в командном первенстве, а также в личном и парном у мужчин и женщин. Как уже сообщал "СЭ", в составе российской сборной выступят Дмитрий МАЗУНОВ, Алексей СМИРНОВ, Федор КУЗЬМИН, Игорь РУБЦОВ, Ирина КОТИХИНА, Оксана ФАДЕЕВА, Светлана ГАНИНА. Правда, в командном турнире будут состязаться только мужчины, которым удалось пройти сложнейший отбор и войти в состав 16 сильнейших сборных.
Строить олимпийские прогнозы - дело неблагодарное. Ясно, что фаворитами в Пекине будут азиаты. Однако и россияне едут на Игры отнюдь не туристами. Шансы на медаль у нас, безусловно, имеются. В команде есть опытные игроки: например, для Мазунова это будет уже четвертая Олимпиада, а для Смирнова - вторая.
С 30-летним Алексеем Смирновым, имеющим в российской сборной самый высокий рейтинг, мы встретились на одной из последних тренировок в спорткомплексе "Чертаново".
Из Тольятти в Оренбург через Германию и Бельгию
- В секцию настольного тенниса в Тольятти меня привел папа. Мне тогда было семь лет, и я дважды в неделю занимался в кружке у Татьяны Ивановны ШИРЯЕВОЙ. А лет в девять увлекся этим видом спорта всерьез. Стал тренироваться по два раза в день, причем первое занятие начиналось в половине седьмого утра. Потом шел в школу.
- Отец хотел, чтобы вы стали профессиональным спортсменом?
- Он видел, что мне нравятся подвижные игры - футбол, хоккей. Но в этих видах спорта добиться успеха сложно, так как многое зависит от команды и тренера. А в настольном теннисе, как говорил мне отец, все зависит только от меня.
- А чем вас привлек этот вид спорта?
- Мне больше всего нравится чувство победы, а будучи юниором я редко проигрывал. В общем, дело быстро зашло очень далеко, порой приходилось даже школьные зачеты сдавать экстерном. Наверное, тогда-то я и решил стать профессионалом. Поэтому когда моим родителям предложили отправить меня в самарский спортивный интернат, был очень рад.
- Потом не жалели о принятом решении?
- Нет. Хотя пришлось мне непросто. Сначала жил у своего тренера Виктора Поликарповича ПАВЛЕНКО, потом в спортивном интернате. Домой ездил только по выходным. Но радость победы, как наркотик, - быстро привыкаешь. Хотя были моменты, когда хотелось все бросить. Однажды мама приехала меня навестить и, увидев все, приняла решение забрать меня. А я с радостью уехал домой. Но через некоторое время поехал вернуть ракетки и, как видите, остался.
- А что было потом?
- Армия. Спортотряд при ЦСКА ВВС. Но веселая жизнь началась чуть позже: в 21 год я женился на москвичке Наталье СУДАРИКОВОЙ, которая тоже играла в теннис, и переехал в Москву. Вскоре у нас родились девочки-двойняшки. В том же году я решил отправиться на заработки в Германию.
- Вот так взяли и уехали?
- Конечно, почва была уже подготовлена - победа на чемпионате России-1995 и титул абсолютного чемпиона Европы среди юниоров того же года позволяли регулярно выезжать на чемпионаты мира и Европы. Там я и познакомился с коллегами из Германии, которые предложили выгодное сотрудничество. В Москве в 1998 году платили мало. А мне семью надо было кормить, да и профессиональный уровень хотелось повысить. В Германии же я сразу с 400 "московских" долларов перешел на 900.
Первые полгода, конечно, было непросто. Но потом стал много играть и поднялся в мировом рейтинге аж на 11-е место! В 1999 году ко мне в Германию перебралась и семья. А в 2004-м мы переехали жить в Бельгию, где я выступал за клуб города Шарлеруа. Теперь вот заключил контракт с российским клубом "Факел-Газпром Оренбург" - там сейчас собралась практически вся наша сборная: Федор Кузьмин, Сергей АНДРИАНОВ, Кирилл СКАЧКОВ.
Встречу с азиатами хотелось бы отложить
- Олимпийский сезон трудным получился?
- Я бы не сказал. Серьезных стартов было не так много: командный чемпионат мира, несколько турниров Pro Tour и турнир Тор 12 в Германии, из-за которого я пропустил чемпионат России.
- Как оцениваете степень своей готовности к Играм?
- Думаю, подойдем к ним в оптимальной форме. Недавно вернулись из Кстово, где провели сбор по физической подготовке. Бегали, прыгали, штангу поднимали...
- Вы уже принимали участие в Играх, а в паре с Дмитрием Мазуновым даже заняли в Афинах четвертое место. Чем, по-вашему, олимпийский турнир отличается от таких соревнований, как, например, чемпионат мира?
- На мировых чемпионатах больше сильных соперников, ведь на Игры может квалифицироваться только ограниченное число игроков. Но ажиотаж, который сопутствует Олимпиаде, заставляет всех волноваться больше обычного. Когда я приехал в Афины, мне, помню, очень хотелось кому-то что-то показать и доказать... А вышел - и понял, что ничего не получается. Поэтому прежде всего будем бороться с волнением. Выиграет тот, у кого крепче нервы.
- Но, наверное, борьба в Пекине будет не только психологическая, но и тактическая?
- Конечно, у каждого теннисиста свой стиль. Например, у белоруса САМСОНОВА одного из лучших игроков в мире за последнее десятилетие - очень флегматичная манера игры. Он навязывает ее соперникам и усыпляет их во время матча. Другие игроки, наоборот, стараются измотать соперников быстрым темпом.
- А у вас какой стиль?
- Остроатакующий.
- Но тот, кто атакует, вынужден открываться и показывать свои слабые стороны...
- Легендарный боксер ТАЙСОН часто атаковал. И делал это настолько убедительно, что, даже показывая свои слабые стороны, становился чемпионом мира. В настольном теннисе тоже есть свой Тайсон - китаец МА Лин, который очень мощно атакует.
- Наша мужская команда смогла войти в число 16 лучших и отобраться на Олимпиаду. С какими сложностями ей придется столкнуться в Пекине?
- По большому счету мы можем рассчитывать только на удачу. У азиатов очень сильные и ровные команды, в составе которых все первые номера мирового рейтинга. Я же сейчас стою там 26-м. Все команды, с которыми мы столкнемся, будут выше нас по уровню. Да и в личном первенстве нам с Кузьминым соперников хватает. Но не стоит заранее опускать руки. Главное - показать свою игру.
- С кем из соперников вы хотели бы помериться силами в Пекине?
- На таком турнире - ни с кем. Лучше всего сразу получить золотую медаль - и домой (смеется). А если серьезно, то встречу с сильными азиатами хотелось бы оставить на самый последний момент. Всех остальных, в том числе корейцев и европейцев, я не раз обыгрывал на других турнирах.
- Кто будет вашим партнером в парном разряде?
- Думаю, как обычно, Дима Мазунов. У нас с ним хорошо получается - мы можем играть в паре даже без дополнительных тренировок. Не раз брали медали на чемпионатах Европы, да и в Афинах стали четвертыми.
Сауна - лучшее место для восстановления
- В последнее время в настольном теннисе произошло множество изменений. Как они повлияли на развитие этого вида спорта?
- Действительно, за последние восемь лет много всего поменялось. И кое-что мне категорически не нравится. Например, новый мяч. Увеличение его диаметра с 38 мм до 40 совершенно не повлияло на скорость игры. А вот качество самих мячей явно ухудшилось. Увеличив размер мячика, разработчики совершенно забыли увеличить его вес. Из-за этого местами он проминается и плохо контролируется. Или другое новшество, которое вступит в силу начиная с сентябрьского чемпионата Европы, который пройдет в Санкт-Петербурге. Резиновые накладки на ракетки нам теперь придется клеить не на резиновый клей, а на водяной, который якобы менее токсичен. Честно говоря, я даже не знаю, как мы будем играть: отскок мячиков от ракетки становится очень слабым. К тому же наклеить накладки тоже не так просто. Я уже пару раз пытался, но ничего не вышло: клей густой, как крем, только все руки себе испачкал. Вот приеду после Олимпиады и буду учиться это делать.
- Те навыки, которые вы приобрели, занимаясь настольным теннисом, в повседневной жизни пригодились?
- Наш вид спорта развивает мышление. Это как шахматы, только очень быстрые. Нужно все время опережать соперника, предугадывать его действия.
- Это травматичный вид спорта?
- Со временем всегда что-нибудь начинает болеть - локоть, спина, рука, колени. Но, если хочешь играть долго, необходимо поддерживать себя в хорошей физической форме - ходить в тренажерные залы, качать спину, ноги. Эта работа обычно ложится на плечи самого игрока. Раньше у нас даже массажиста в сборной не было.
- А как вы восстанавливаетесь после соревнований?
- Обычно выручает хорошая сауна, парная.
- Тема допинга в настольном теннисе актуальна?
- Не думаю, что существуют препараты, увеличивающие скорость мышления, реакции и координацию одновременно.
- А хитрость в игре нужна?
- В настольном теннисе очень сильные вращения мяча: нижние, верхние, средние, боковые... И если соперник при подаче удачно их скрывает плечом или рукой, то можно взять только одну подачу из пяти, и то если повезет.
- Занимаясь настольным теннисом профессионально, можно обеспечить семью?
- Конечно. Даже в России сейчас наших игроков стали поддерживать. Например, российский теннисист, не входящий в первую сотню мирового рейтинга, зарабатывает в среднем две тысячи долларов. А те, кто входит в первую тридцатку, благодаря спонсорским контрактам - несравнимо выше.
- Настольный теннис - один из самых популярных видов спорта в мире. Однако в России он пока не входит в число лидеров...
- Последние тридцать лет у нас мало кто серьезно увлекается этим видом спорта. Неприбыльное это занятие. Новые игроки появляются с периодичностью в пять - восемь лет. А чтобы хорошо и долго играть в паре, разница в возрасте должна быть не более трех-четырех лет. Поэтому нам сложно создать конкурентоспособную команду.